ЧАСТЬ 2 |
ОБРАТНО | ЧАСТЬ 3 |
Copyright СВЯТОСЛАВ ВЛАСОВ 2003
2. Первые месяцы в Америке и попытка устроиться на работу 2-1 Утро. Квартал. Утро в квартире Лернера. Натюрморт. Книга «Как потратить $300 на завтрак», все «стерильно» и “hi-tech”. Лернер дремлет в кресле. Звонит телефон. Рапид 50% Медленно берет трубку. (со спины) Кивает: - Ten O’clock. “Blow Up”. Certainly. No doubt. Sure. See you. Bye. Медленно вешает трубку. 2-2 Друкер и Зарецкий Друкер разгружает маленький микроавтобус у входа в офис. Вытаскивает два стула. На них ставит связки антикварных русских книг. Вдалеке появляется Зарецкий. Он спешит. Друкер достает две коробки с бланками, разворачивается и сталкивается с налетевшим на него Зарецким, который размахивает газетой и что-то вопит. Коробка падает, разрывается и из нее начинают разлетаться по улице новенькие голубые бланки. Друкер стоит в оцепенении. Зарецкий, пытаясь поймать разлетающиеся листы, продолжает жестикулировать и вопить. Ловит 5-6 грязных, помятых листов. Остальные летят вдоль улицы. Отдает листы Друкеру со словами: - Вы должны, нет, обязаны это издать!!! Друкер глядя вдаль на улетающие бланки: - Я стал беднее на $400. Друкеру неприятен Зарецкий. Ему жаль бланки. Он в прострации. Зарецкий берет Друкера под локоть и увлекает в офис, на ходу рассказывая о преимуществах своей новой книги «Секс при тоталитаризме». Друкер больше озабочен потерей бланков и тем, что стулья и книги остаются на улице. Пытается оглянуться назад. Зарецкий хватает связку книг и увлекает Друкера в здание. Друкер входит в офис, подходит к столу и выкладывает на него ключи и (чуть задержавшись) печать (самое святое), предварительно развинтив и посмотрев на нее. Зарецкий бесцеремонно давит. Ходит по офису размахивая руками. Цитирует места из своей книги, говоря, что уже опросил 300 американских эмигрантов, что у него есть автограф Солженицына и, что он, в принципе, хвалил идею, и что через неделю ему гарантировали встречу с Барышниковым. На этих словах Зарецкий подходит к столу. Садится на край, так как сидеть в офисе больше не на чем. Оглядывается по сторонам, продолжая вещать берет со стола печать, крутит в руках. Опешивший Друкер практически остолбенел. Смотрит на печать, как на самое святое. Зарецкий: - Ну что, по рукам? С силой хлопает печатью по грязному, мятому бланку и на бумаге отпечатывается символ, нарисованный на шапке бланка. 2-3 Муся устраивается на курсы. Второе появление Гонзалеса Маруся завидовала детям, нищим, полисменам - всем, кто ощущал себя частью этого города. Она завидовала даже пану Глинскому, который спал в метро и не боялся черных хулиганов. Он говорил, что коммунисты в десять раз страшнее... От метро до ювелирных курсов - триста восемьдесят пять шагов. Иногда, если Маруся почти бежит, триста восемьдесят. Триста восемьдесят шагов сквозь разноцветную, праздную, горланящую толпу. В облаках бензиновой гари, табачного дыма и запаха уличных жаровен. Мимо захламленных тротуаров и ослепительных, безвкусных витрин. Под крики лотошников, вой автомобильных сирен и нескончаемый барабанный грохот... Начало движения – на камеру. Люди, сквозь которых идет Муся – «тоннель». Муся идет, сжавшись от страха и неприятного грохота. Она продирается сквозь толпу, но никто не обращает на нее внимания. Доходит до камеры, уткнувшись грудью в бленду, закрывает кадр. Обратная точка – субъективная камера – продирается сквозь толпу, но ни один человек не работает на камеру, просто объектив «раздвигает» занятых своим делом людей. По ходу дела ход камеры все больше ускоряется. Единственный, кто смотрит прямо на нее – Рафа. Муся замечает его пристальный взгляд, пугаясь, ускоряет шаг. Дорогу она практически перебегает и по ступенькам вбегает к двери. («Спасение») Переход дороги, ступеньки, табличка перед звонком. Муся у входа в здание. Сверяется с объявлением в руке. Оглядывается по сторонам. Нажимает на звонок. Шустер убирается в углу класса. Слышит звонок. Медленно ставит швабру в угол, вытирает руки и выходит из класса. Звонок звенит (уходящему Шустеру в спину, но он даже не оборачивается) Муся звонит опять. Нервничает, смотрит на бумажку с адресом, на окна, оборачивается на улицу. Стоит, ждет, прислушивается, оглядывается по сторонам. Темные ступеньки лестницы, по которым спускается Шустер. Открывает дверь. В ярком контровом силуэт «ангела»-Муси. - (ломаный английский) Pardon? It is a Jewelry… school? - Скул, скул, мадам, проходите. Please. Обратная точка. Муся входит в дверь. Начинают подниматься по лестнице. В классе. Два негра раскачиваясь на стульях, ничего не делают и, активно жестикулируя, громко разговаривают. За ними кто-то что-то паяет, один ученик спрашивает у педагога, как лучше ему поступить. Открывается дверь и в класс входит Муся и Шустер. Шустер рукой показывает на преподавателя и Муся направляется к нему через весь класс. Негры перестают разговаривать, уставившись на ее зад, другие ученики поднимают головы, а педагог перестает объяснять ученику. Шустер, посмотрев недолго вслед Мусе, идет в угол, берет щетку и возвращается к своей работе уборщика. Негры обсуждают Мусин зад. Преподаватель по-английски, но медленно, объясняет Мусе как пользоваться паяльником, материалами, лотком, показывает работы учеников. (Но смотрит ей в декольте) Негры смеются, продолжая обсуждать Мусю. Шустер, включая чайник, поглядывает на негров. Берет швабру и начинает мыть пол. Муся проходит к свободному столику и садится перед неграми через парту. Негры вдохновенно продолжают обсуждать ее достоинства. Шустер со шваброй подходит к одной из парт. Ученик встает, давая ему протереть пол. Муся неумело включает паяльник и рассматривает материалы, лежащие перед ней на столе. Негры курят и раскачиваются на стульях. Подходит Шустер. Ждет. Негры не обращают внимания на него, один отпускает очередную шуточку в сторону Муси. Шустер подошел на шаг ближе. Муся делает первую пайку, паяльник, не нагревшись до нужной температуры, срывается. Негры хохотнули и зашушукались. Шустер, сделав еще шаг вперед и отставив швабру: - Ап, блядь!.. Муся, вздрогнув, оглянулась. Его лицо слегка побагровело. Негры даже не обернулись. - Я кому сказал – ап, блядь! Один из негров поднимает на него взгляд. Муся отворачивается назад и продолжает работать. - Я кого-то в последний раз спрашиваю – ап?! Или не ап?! Второй негр поворачивается и начинает вставать, первый смотря на него тоже. - Okay! Okay… - Понимают! Кивнув, довольный начинает мыть под партой – Хоть и с юга!! Раздается истошный вой Муси. Шустер выныривает из-под парты. Все вскакивают и замирают, не зная, что делать. Шустер бросается к Мусе. Муся орет и держится за ногу. Из сапога струится дымок. Шустер мигом сориентировавшись, достает из заднего кармана фляжку бренди. Потом без колебаний опорожняет ее в Марусин лакированный сапог. Все слышат медленно затихающее шипение. Тут же Шустер разрывает заклинившую молнию. Маруся тихо плачет. ЗТМ 2-4 Рафа в кар-сервисе Из ЗТМ Открывается дверь и в помещение кар-сервиса входит Рафа. Приветствует двух братьев. Присев на угол стола говорит (по-испански), что встретил роскошную девушку вот с такой грудью. (Показывает) Продолжает описывать Мусю. Волосы, лицо… Только где она живет не знает, лишь однажды видел ее в Русском квартале. Братья усмехаются, говоря, что в 40 лет он все еще как ребенок. Работы нет, семьи нет, бегает непонятно за кем по «Гарлему». Лучше бы занялся делом. Рафа обижается, как ребенок, посылает братьев, сказав, что даже они не в состоянии его понять, хлопает дверью и уходит. 2-5 Дома у Фимы и Лоры. Натюрморт. Из ЗТМ ПНР по объявлениям а диван а нога Мусиа Муся с забинтованной ногой на диване. Вокруг нее куча газет с объявлениями, вырезками из газет, маркер. Половина газет исчеркана. Лора и Фима хлопочут вокруг. Лора приносит чай, Фима – телефон и поправляет подушки. Лора: - Крыша над головой у тебя есть. Голодной ты не останешься. Так что не суетись и занимайся английским. Что-нибудь подвернется. Фима: - Какой из тебя ювелир! Ты сама у нас золото! Муся, перелистывая очередную станицу и устраиваясь поудобнее: - Вот только пробы ставить негде… Звонок в дверь. Фима открывает. На пороге молодая студентка привела Левушку из сада. Тот бежит к маме и заговаривает с ней по-английски с редкими русскими вставками, рассказывая про день в саду. Муся отодвигает газеты и тянется к разговорнику английского языка на тумбочке. - Скоро ребенка перестану понимать. Докатилась… Обнимает Левушку за голову и прижимает его к себе. 2-6 Лернер и продюсер Терраса ресторана “Blow up” Красивая официантка входит в кадр; камера за ней на террасу а официантка пересекая линию камеры закрывает кадр и выходя из кадра открывает сидящих за столиком Лернера и продюсера. Доходит до их столика и ставит на стол два стакана с водой со льдом и лаймом. «8» Продюсер 100%, Лернер 50%. Продюсер сидит чуть наклонившись вперед; Лернер отвалившись на спинку стула. (Ситуация прямо противоположная нормальной) Камера идет по кругу всегда. - Вы режиссер? - спросил американец, поднимая бокал с минеральной водой и кусочком лайма. - Не думаю, - ответил Лернер, подняв голову и посмотрев в окно. - То есть? Поставил стакан и наклонился вперед. - За последний год я страшно деградировал. Разглядывая маникюр на левой руке. - Но, говорят, вы были режиссером? Откидываясь на спинку и разглядывая Лернера – что за перец странный. Официантка приносит лобстера для Лернера и очень легкую закуску для продюсера. Лернер кивнув официантке и бросив беглый взгляд на продюсера лениво приступил к поеданию продукта. - Был. Вернее, числился. Говорит он, ловко разбив панцирь. Меня тарифицировали в восемьдесят седьмом году. Закладывая в рот маленький кусочек и запивая его глотком минералки. А до этого я работал помощником. - Помощником режиссера? Продюсер ковыряет вилкой салат. - Да. Медленно и сконцентрировано отламывает клешню. Это который бегает за водкой. Рассматривает клешню. - Говорят, вы были талантливым режиссером? Кладет вилку и смотрит на Лернера. - Внимательно и абсолютно не обращая внимания на продюсера расправляется с клешней. Талантливым? Впервые слышу. Доел клешню и вытирает руки о салфетку. То, что я делал, меня не удовлетворяло... Бросает салфетку на стол и медленно поднимает взгляд на продюсера. - Продюсер оживился, наклонился вперед. О'кей! Я занимаюсь экранизациями классики. - По-моему, Сдавленно зевнул и скрыто потянулся, как после сытного обеда. все экранизации - дерьмо! Взял стакан с водой и откинулся на спинку стула. - Недоумевая. Это комплимент? - Мечтательно переводит взгляд на окно. Я хотел сказать, что предпочел бы оригинальную тему. - Например? С готовностью подвинулся еще ближе. - Что-нибудь о природе... Отодвигает недоеденного лобстера от себя, ощущая легкий дискомфорт, взгляд в глубину зала – ищет официанта. Тут между собеседниками возникла пропасть. И увеличивалась в дальнейшем с каждой минутой. Янки говорил: - Хватает салфетку и с силой кидает ее на стол. Природа не окупается! Опираясь на стол кулаками, наваливается на него грудью. Лернер возражал: - Вздохнув, лениво поднимая глаза на продюсера (наивный…) Искусство не продается!.. На словах «искусство не продается» продюсер вскакивает, кидает на стол $ 50 и уходит. Лернер забирает $50, тут подходит официант со счетом. Лернер кивает, открывает счет, кладет туда $20 и сказав - keep the change, медленно поднимается из-за стола. |